Пробный пост. Пишите, что добавить, чем дополнить, какие картинки хотелось бы увидеть.
Речь у нас пойдет в особенности о коврах...
Сразу оговорюсь, что я далеко не эксперт. С мебелью у меня лучше. Но с коврами мне кровь из носу нужно разобраться, и формат блога, надеюсь, мне в этом поможет.
читать дальшеНа самом деле, ковров бывает множество видов, помимо тех, к которым мы привыкли. И все они считаются коврами как в русско- так и в венгро- и в англоязычной литературе. У немцев все сложнее. Нам как-то на пару приносили фундаментальный немецкий труд, но он был настолько по-немецки фундаментален, что мы на перемене обходили его по стеночке, а те, кто решился заглянуть внутрь, выбегали покурить. Я тоже заглянул, внутренне взвыл и решил, что моя мебельная специализация радует меня куда больше.
Неважно. Самое большое разделение - это ворсовые (узелковые по-венгерски) и тканые ковры. Еще раз, я не эксперт. Я просто хочу донести это до себя и немного до аудитории. Еще есть ковры войлочные, но если я их и коснусь, то отдельно, в качестве просто интересного факта.
Чаще всего под названием ковер русский да и венгерский человек понимает ковер ворсовый. Как он делается? На ткацкий станок натягиваются нити основы - обычно это некрашеный хлопок или шерсть. В самых лучших мастерских Ирана и Турции может быть шелк, но тоже некрашеный. На него навязывается нить ворса. Как правило шерсть или шелк. Сейчас вместо шелка для удешевления могут использовать мерсеризованный хлопок (у меня на Сахалине несколько таких ковров из Ирана - ничего, приятненькие) или синтетику, но это уже свинство, ацетатное волокно на ощупь отвратительно чуть более чем полностью и стремно блестит. В общем, есть несколько типов узлов. Выделим три.
Гордес, он же Хордиес, он же симметричный узел, выглядит вот так:

Используется такой узел в Турции, на Кавказе, в местах, населенных Курдами, а также в западной части Ирана и Туркменистана.
Второй тип - сенне, он же персидский, он же асимметричный. Выглядит он следующим образом:

Может быть открыт, как вправо так и влево.
Третий - так называемый "испанский" узел, который накручивается на одну нить.

Он использовался в арабской Испании и перешел в наследство Испании христианской. Вроде, насколько я понял, берберы используют тот же узел и сейчас.
Это три основных узла. Есть еще китайские и тибетские техники, но о них лучше поговорим в соответствующем разделе.
Итак, нить завязывается вокруг нитей основы. Затем она отрезается, завязывается новый узел, отрезается и так долгие долгие месяцы, в зависимости от размеров ковра. Мастерица может делать до восьми тысяч узлов в день, но обычно меньше. Тонкость рисунка зависит от количества узлов и их размера - это, если можно так выразиться, разрешение ковра. Наибольшим разрешением обладают персидские шелковые ковры - шерстяная нить никогда не позволит вязать узлы такого крошечного размера. Они обязательно сотканы ассимметричным узлом сенне - ковры, сотканные симметричным узлом имеют более угловатые формы. И ткут их обычно совсем юные девушки и дети - руки должны быть маленькими, а пальцы очень тонкими и чувствительными. Пишут, что плотность узлов может достигать 40 тысяч на кв. дм, но я сомневаюсь. К примеру, плотность т.н. Венского охотничьего ковра, сотканного в Персии в XVI веке - 12,7 узлов на кв. дм, и это один из лучших известных ковров. Найду больше - напишу, но насчет сорока тысяч меня гложут сильные сомнения.
Сделав ряд узлов, мастерица (или мастер, что реже - размер рук имеет значение) трамбует их большой железной вилкощеткой. Вот такой:

Потом протягивается уток, обычно в два ряда, но бывают варианты.
Так, ряд за рядом делается ковер. Кочевники ткут их по памяти, в мастерских - по картонам разной степени сложности. Художники придворных шахских мастерских делали сложнейшие эскизы, прорисовывая каждый узел, художники городских мануфактур делали эскизы куда проще, современные дизайнеры пинают балду.
Когда ковер достигал требуемого размера его снимают со станка. Оставшиеся нити основы образовывают бахрому, а две другие стороны или тщательно простегивали жесткой нитью из козьей шерсти или конским волосом, или обшивали тканью. Впрочем, с тех сторон, где бахрома, зачастую для прочности специально ткали несколько сантиметров обычного полотняного плетения, без ворса.
Затем ворс ровняли и вуаля, ковер готов.
@темы:
Пыль веков,
Его Ворсейшество
Что-то заодно захотелось посчитать теоретически возможную плотность шелкового ковра))