Повешу сюда формулировку того, чем я занимаюсь. Я не считаю себя великим ученым, не считаю, что у меня вообще есть какие-то способности к этому, но раз уж я вступил на этот путь, то сворачивать не годится.
Но да, мне очень хочется об этом поговорить.
Это то, что я сегодня плел на совете.
читать дальше
Сахалин как воображаемое пространство
(Социально-антропологическое исследование образа российского региона)
Решение обозначить тему диссертационного исследования было принято в ходе полевой работы 2011 года: в этом году в течение четырех месяцев мне удалось собирать обширные полевые материалы в трех городах на Сахалине. Изначально предполагалось, что исследование будет посвящено идентичности, однако в процессе работы были замечены определенные закономерности в ответах информантов, которые позволили сформулировать тему работы именно так, как это представлено сейчас на Ваше рассмотрение.
Объектом исследования явится система представлений о Сахалине, существующая в сознании его населения, в медиа-пространстве и у людей за пределами острова.
Сахалин – в некотором роде уникальная территория для России. Его интенсивное заселение началось только в двадцатом веке, в особенности, во второй его половине. Потомки дореволюционного населения острова составляют ничтожный процент от числа современных жителей Сахалина. Большая часть живущих ныне на Сахалине – выходцы из различных регионов Советского Союза, живущие на острове во втором или третьем поколении. Кроме того, органическую часть населения острова составляют выходцы из Кореи. Особенности заселения острова - фактически с чистого листа, по всей видимости, стали причиной формирования особенного отношения сахалинцев к месту проживания и особенного представления об острове.
В России в последнее время появись исследования, посвященные образу регионов, в частности, можно упомянуть недавно вышедшую работу В.А. Тишкова и В.К. Мальковой. Однако Сахалин до недавнего времени не был в фокусе внимания исследователей, и в целом хорошо видно, что тема воображаемых пространств и сообществ, уже несколько десятилетий активно муссируемая в западной социально-культурной антропологии, по-прежнему остается за рамками интересов отечественных этнографов.
Важным мне представляется также изучить не только формируемый официально или средствами массовой информации образ региона, но и те представления, которые возникают у жителей и посетителей острова спонтанно, поскольку без этого восстанавливаемый образ будет неполным. Кроме того, без учета этого фактора анализ формируемых представлений не будет полноценным.
Целью настоящего исследования является формирование модели Сахалина, в том виде, в каком остров существует в воображении.
В ходе исследования планируется решить следующие задачи:
1. Выяснить, существует ли идентификация жителей Сахалина с островом.
2. Путем изучения нарратива об острове определить основные составляющие образа Сахалина
3. Выяснить, каков Сахалин в представлении жителей других регионов России.
4. Выяснить, каким предстает «материк» в сознании сахалинцев.
5. Путем синтеза выявленных элементов создать/описать модель того Сахалина, который существует в человеческом сознании.
План-проспект диссертации
1. Сахалин глазами сахалинцев
В первой части работы я планирую осветить вопросы, связанные с восприятием острова теми, кто на нем живет. При этом, как мне кажется, следует различать «образ» острова – представление, возникающее спонтанно, в ходе повседневной жизни в регионе, и «имидж» – систему представлений, формируемую целенаправленно. При этом следует отметить, что имидж острова проецируется как вовне, так и вовнутрь – с целью формирования определенного общественного мнения у жителей острова.
Для того, чтобы наиболее полно изучить систему представлений об острове, существующую в сознании его жителей я планирую использовать такие методики, как анкетирование, интервью, проективные методики, а так же исследование когнитивных карт. Кроме этого предполагается контент-анализ сахалинских медиа, в том числе, электронных, фольклора – в основном, городского, а также художественных произведений, создаваемых сахалинцами.
2.Взгляд со стороны
Вторая часть предполагаемой работы будет посвящена представлениям о Сахалине существующим за его пределами. Здесь мне бы также хотелось выделить представления, формируемые искусственно, с определенной целью и те, которые возникают спонтанно и существуют в массовом сознании. Планируется провести анализ медиа, в том числе и зарубежных, обсуждений в интернете и, по возможности, провести интервью, как с теми, кто бывал на Сахалине, так и с теми, кто только слышал об острове.
3.Взгляд назад - "бывшие сахалинцы"
Помимо этого, в исследовании хотелось бы отразить образ Сахалина, существующий в сознании тех, кто покинул остров. Существуют крупные землячества сахалинцев в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Краснодар. Планируется проведение опросов в Москве и Санкт-Петербурге.
Методики исследования: интервью, анкетирование, методика построения когнитивных карт, проективные методики. Кроме того, предполагается провести контент-анализ сахалинских средств массовой информации, в том числе электронных, и анализ обсуждений в сети Интернет. Методика исследования когнитивных карт разработана Stephen Kaplan и Anne R Kearney. Ранее она применялась для исследования пространственных знаний, однако в данной версии с ее помощью можно изучать структуры, в которые в сознании респондента выстроены понятия и образы. Таким образом, можно получить пространственную структуру знаний субъекта, раскрыть ассоциативные цепочки и выявить иерархию понятий. В качестве проективной методики респондентам предлагается нарисовать остров вместе с тем, что ассоциируется с ним в первую очередь.
Я хочу особо оговорить, что мое исследование не будет касаться вопросов, связанных с правовым и экономическим статусом коренных малочисленных народов Сахалина.. Единственное качество, в котором они будут затронуты в данном исследовании – это как составляющая образа Сахалина, его фрагмент или компонент, важный для представления целостного образа, но все же лишь фрагмент.
Практическая значимость исследования. Есть основания полагать, что помимо собственно академического интереса, запланированное исследование и его результаты вполне могут быть использованы при проведении ориентированных на сахалинцев пиар-акций, как коммерческих, так и некоммерческих. Так, разумным представляется выяснить, какие образы и ассоциации можно с наибольшей эффективностью использовать для того, чтобы повлиять на отношение сахалинцев к своему острову и производимым на нем товарам. Кроме того, данное исследование позволит получить представление о том, какой образ острова существует за его пределами, и какие усилия (при необходимости) следует предпринимать по его изменению.
Повешу сюда формулировку того, чем я занимаюсь. Я не считаю себя великим ученым, не считаю, что у меня вообще есть какие-то способности к этому, но раз уж я вступил на этот путь, то сворачивать не годится.
Но да, мне очень хочется об этом поговорить.
Это то, что я сегодня плел на совете.
читать дальше
Но да, мне очень хочется об этом поговорить.
Это то, что я сегодня плел на совете.
читать дальше