Archeveque
Life is Serious - Art is Gay/Viennese specialities (c)
Итак, долгожданная церковь.

Предыстория. Много раз, по дороге из Будапешта в Матру (горный массив на севере страны) за грибами или просто так, я видел из окна автобуса церковь с двумя башнями, которая издали сильно напоминала мне английскую готику - см. собор в Линкольне и все такое. Как вы понимаете, английской готики в Венгрии не может быть потому что не может быть никогда. У нас со своей-то не прекрасно. То есть, понятно, что неоготика, но откуда такая большая неоготическая церковь в каком-то селе? Каждый раз я собирался посмотреть, но возвращался отягощенный грибами и они поглощали все мое время. В конце концов, я выяснил, что город называется Фот, а церковь в стиле романтизма строил сам Миклош Ибль (Опера, Базилика и т.д.). Я не фанат Ибля, но церковь показалась мне интересной. Собирался я туда, правда, долго, но в итоге доехал. Кстати, при ближайшем рассмотрении церковь оказалась скорее романской, ну да ладно.
До Фота всего двадцать минут на поезде от Нюгати, правда потом еще полчаса по пыльной обочине - несмотря на то, что до границы Пешта рукой подать, Фот, мягко говоря, не столица мира и выглядит жутким захолустьем.
Сам город, предположительно, существовал уже в 1219 году, но турецкое нашествие оставило от него рожки да ножки да и те обглодало. Худо-бедно заселяться он стал только после изгнания турок. Много раз переходил из рук в руки: от Уйфалушши к королевскому судье Дёрдю Фекете, а после того, как наследников последнего не осталось, достался графам Каройи. И вот тут ему повезло.
Особенно повезло Фоту с Иштваном Каройи. Он родился в 1797 году - удачное время, чтобы многое успеть до революции 1848 - и был соратником Сечени. Вместе с Сечени он основывал Академию наук, занимался благотворительностью, просвещением и экономическими реформами. После Великого наводнения 1838 года, разрушившего половину города, он помог пострадавшим переселиться на границу своих земель - так вырос Уйпешт (новый Пешт), впоследствии превратившийся в один из районов города. Естественно, не принять участия в событиях 1848 года такой человек не мог. Каройи был уже не в том возрасте, чтобы участвовать в сражениях, но помогал деньгами и советом. Его помощь не осталась незамеченной. В 1849 он был арестован, осужден военным судом и посажен в крепость. По счастью, в 1850 ему позволили выкупиться на свободу. После войны Каройи занимался благоустройством Фота и благотворительностью - политика, я так полагаю, ему обрыдла, сын оказался в изгнании, жена умерла. Впрочем, хотя и не без затруднений, в 1860-х он вернулся в политику и при содействии небезызвестной Элизабет стал... я не знаю, как это толком перевести... ну, скажем, губернатором Пештской области. Умер он в 1881 году. Та самая небезызвестная Элизабет самолично возложила венок на его гроб.

Перейдем, однако же к церкви. На ее месте стояла небольшая барочная церковка св. Георгия, построенная Дёрдем Фекете. Но со временем она пришла в ветхое состояние, чему способствовала и болотистая почва. Да и в любом случае, ни ее размеры, ни стиль, не соответствовали амбициям и убеждениям Каройи. Церковь пришлось снести. Для строительства новой Каройи нанял Миклоша Ибля - логичный выбор, учитывая, что Ибль был чуть ли не персональным архитектором Каройи, подолгу жил у них и построил для них массу всего, включая особняк в Фоте, до которого я на этот раз не дошел.
Ибль представлял в первую очередь романтизм/историзм. Большая часть его творений кажется мне не в меру тяжеловесной и не особо оригинальной. К той же Опере я отношусь прохладно. Но вот эта церковь и еще пара строений в Будапеште мне вполне зашли.
В принципе, идея расширить имевшийся храм пришла к Каройи еще в 1840, и после смерти жены он в ней еще более укрепился. Тем не менее, местный епископ по какой-то причине согласия на строительство не дал. Пришлось обращаться к императору. Император разрешил и в 1845 работы начались. Как я уже говорил, почва на месте строительства болотистая, так что пришлось насыпать целый искусственный холм, основанный на глубоком фундаменте. В 1848 всем резко стало не до того, и возобновилось строительство только по выходе графа из тюрьмы. Достроили церковь в 1854, в 1855 закончили отделку. Освятили ее в честь Непорочного Зачатия (догма о котором была принята буквально только что, так что это чуть ли не первый такой храм). Возможно, это результат дружбы Каройи с Пием IX - не знаю, не буду врать. По случаю освящения Папа подарил церкви мощи св. Луцентия одного из многочисленных раннехристианских мучеников, о котором я не знаю ничего.
Сама церковь состоит из двух частей - верхнего храма для всех прихожан и нижнего - семейной часовни Каройи и их склепа. Говорят, что Франц-Иосиф, посетив Фот, сказал, что у Габсбургов склеп хуже. Ну, в общем, если брать австрийских Габсбургов, то да, я согласен.
Церковь снаружи. Не стреляйте в пианиста. Руки у меня кривые и дрожат, но лучше так чем вообще никак.










Небольшое зданьице в том же стиле рядом в кустах. Чтобы посмотреть церковь надо туда постучать, оттуда выйдут, откроют и за символическую плату проведут экскурсию.archeveque.diary.ru/?editpost&postid=208259550&...



Собственно, внутренность верхней церкви. С освещением там швах, да и не очень удобно было. Но опять лучше так, чем никак.







Фрагмент ворот. Я так понял, какой-то местный мастер резал.



Нижний храм. Он украшен а основном резьбой по камню и скульптурой. Помимо прочего я сфотографировал статую дочери Иштвана Каройи - Эржибет, которая умерла восемнадцатилетней, накануне свадьбы, основной алтарь (мозаика "пьетра дура" под статуей Христа считается самым ценным предметом в этой церкви, но подобраться поближе не удалось) и ангела Судного дня. За его спиной собственно склеп Каройи. Кстати, туда же перенесли останки Дёрдя Фекете и его сына, найденные при сносе старой церкви.









Вопрос: Кнопка?
1. Вполне  15  (100%)
2. Нет, не кнопка  0  (0%)
Всего: 15

@темы: Lady of Shalot, Rastlose Jahre, Гусары в паприке